Статья в онлайн журнале Азбука Веры священника из Санкт Петербурга Александра Пархоменко
Иоанн Креститель и Крещение Иисуса...
Да, друзья, я намеренно дал такой невероятно скучный заголовок этой статье. Я сидел и думал, как назвать ярче? «Иисус крестится от Иоанна?»; «Погружение в живые воды?»; «Вся правда о Иоанне Предтече и совершаемых им омовениях?..»
Я сидел, думал и с грустью осознавал, как девальвировались такие слова, как Крещение, Иоанн Креститель, воды Иордана... Они стали затерты, как мелкая монета, они никого уже и заинтересовать не могут… Как вы думаете, положа руку на сердце, какая статья будет востребованней у массового интернет-читателя: «100 вопросов и ответов о святой воде» или «Иоанн Креститель и Иисус»?
Вы знаете, какая будет несравненно, во много раз, популярней...
И все же я напишу на вторую тему.
Я постараюсь не быть скучным. Мне хочется верить, что вы сможете убедиться, что выбранная нами тема может быть не скучной. Впрочем, если она покажется вам скучной, это не вина темы, а только моя вина.
Я предлагаю вам совершить увлекательнейшее путешествие на берега Иордана, туда, где крестил Иоанн. Давайте поговорим о Иоанне, об этом необычном человеке, который в списке святых Православной Церкви занимает самую верхнюю строчку. Выше него из людей только Пресвятая Богородица.
Кто он, этот эпатирующий своим видом и поведением пророк Божий, с которым мы постоянно встречаемся на страницах Евангелий, в церковной жизни (ему посвящены семь (!) церковных праздников)? Зачем он крестит, почему от него крестится Иисус Христос? Христу-то зачем это нужно?
И что означает наш праздник Крещения?
Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим. Об этом говорено было много раз, но есть одна особенность, которая будет отличать наш разговор от других. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о всех тех вопросах, которые я поставил, с учетом современных библейских исследований. Мы не будем бояться критично взглянуть на вещи и темы, которые давно покрыты лаком и поставлены на полочку.
Наш блог – для людей думающих, говорящих о вере с мирскими людьми, встречающихся с вопросами, которые ставит наука…
Я глубоко убежден, что Истина не нуждается в фальсификациях, даже благочестивых. Истина не боится самых пристальных и критических исследований. Они только очистят истину и позволят ей засиять ярче.
Итак, в путь.
Прежде всего, несколько слов о истории рождения и о детстве Иоанна Крестителя.
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть подробности истории рождения Иоанна Предтечи, которые находим в 1-й главе Евангелия от Луки. На сегодняшний день в библеистике практически общепринято мнение, что этот рассказ сложился в среде христиан и представляет собой легенду, преследующую задачу сообщить читателю многие важные богословские положения[1]. Другие ученые отмечают, что, если история, рассказанная Лукой, в самом деле похожа не на фотоснимок и даже не на картину, а на икону того, о чем рассказывает, то это не значит, что все подробности этой истории легендарны. Мы помним, что Лука сообщает о «тщательном исследовании» (Лк. 1:3) источников, которые легли в основу его Евангелия. Почему не допустить, что Лука использовал и источники, происходившие из среды почитателей Иоанна Крестителя, которых было очень много в 1-м столетии?
Итак, что мы знаем о истории рождения Иоанна Крестителя? Не более того, что нам сообщает Евангелист Лука. Согласно его рассказу, Иоанн родился в семье праведного священника Захарии, который принадлежал к чреде Авиевой (более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника). Матерью Иоанна Предтечи была праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова. Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение пророка было предсказано Архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел и был нем до момента наречения имени новорожденному младенцу. Все это произошло, согласно древнему христианскому преданию, в местечке, сегодня идентифицируемом как современный израильский город Айн-Карем.
Евангелист Лука также сообщает, что Матерь Иисуса Христа приходилась родственницей праведной Елисавете, однако в какой именно степени родства они состояли, непонятно (впоследствии появились различные версии, из которых самая популярная – та, что Елисавета была двоюродной сестрой Пресвятой Богородицы).
В Евангелии от Луки есть рассказ о единственной встрече Иоанна Крестителя с Иисусом, когда оба еще находились в материнском чреве. При приближении Пресвятой Девы, носившей в Себе Спасителя, еще не рожденный младенец Иоанн «взыграл» во чреве матери.
Далее, Лука сообщает, что младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк 1:80).
В Православной Энциклопедии читаем: «Каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне и что случилось с его родителями (осиротел ли он), Евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев, а научные реконструкции жизни пророка – с сектой ессеев, о которых было известно, что они принимали сирот на воспитание в свою общину (Ios. Flav. De bell. II 8. 2 (12)). Тем не менее, стих Лк 1:80 - Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю – может быть интерпретирован как литературный переход от повествования о детстве Иоанна Предтечи к рассказу о начале его служения, а следовательно, не может привлекаться в качестве исторического источника о попадании Иоанна в пустыню уже в детстве»[2].
Мы, в самом деле, не знаем, как складывалась жизнь Иоанна Крестителя до его выхода на служение. Выше мы видели предположение о том, что Иоанн каким-то образом был связан с сектой ессеев (они же кумраниты, членыКумранской общины и проч.), живших в Иудейской пустыне. До середины 20-го века мы мало знали о ессеях, однако благодаря находкам в Кумране, сделанным в конце 1940-х – 1950-е годы, перед нами предстал развернутый мир этого удивительного эсхатологического иудейского движения. Изучение рукописей, найденных в Кумране, показало близость обрядов, лексики, религиозных ожиданий ессеев и Иоанна Крестителя. Возможно, что после смерти родителей он действительно попал в какую-то из ессейских общин и воспитывался там.
Во всяком случае, мы точно знаем, что до встречи на берегу Иордана, когда Иисус пришел креститься, Иоанн с Иисусом знакомы не были (см. Ин. 1:31,33).
Согласно Луке, Иоанн начал проповедовать в 15-й год правления имп. Тиберия (28/29 г. 1-го века) (Лк 3:1).
На рубеже Ветхого и Нового заветов в Иудее появилось движение крестителей, объявлявших близкий конец истории прежнего мира. Иоанн был самой известной фигурой этого движения. Он появился на берегах Иордана и сразу привлек внимание своим внешним видом и харизматичным поведением.
Одевался Иоанн Креститель по примеру древних пророков во власяницу из верблюжьего волоса, питался сушеной саранчой (акридами) и медом диких пчел. Иоанн крестит «на той стороне Иордана» (Ин. 1, 28; 10, 40), в том месте, где прошел через Иордан Иисус Навин и где пророк Илия повторил чудо перехода через Чермное море[3]. Тем самым крещение Иоанново находится в ветхозаветной традиции перехода через море, перехода к спасению.
Встречал приходящих к нему Иоанн грозными словами, порой очень резкими: Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?(Лк. 3:7)
Иоанн совершал странные действия – погружал в воды Иордана приходивших к нему евреев и даже получил от народа прозвище Креститель, о чем сообщают не только Евангелия, но и другие источники[4].
Наше слово крещение – это древнее славянское слово, которое можно перевести со славянского как мистерия Христа. Основу слова «крещение» составляет имя Христос; в древности это слово произносилось как хрещение, то есть, под крещением понималось некое действо, относящееся ко Христу, действо Христово. В других языках, например, в греческом, слово «крещение» произносится как «баптизо», и означает оно просто «погружение». Там, где мы читаем в Евангелии слово «крещение», например: «Иоанн крестил», «И крестилась вся Иудея», в греческом оригинале стоит слово «погружал»: «Иоанн погружал», «И погружалась вся Иудея» и т.д.
Иоанн появляется на Иордане…
У всех Евангелистов мы находим пророчество, которое твердо связывается со служением Иоанна Крестителя: И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3:3-6).
Интересно, что, как показали тексты, найденные в Кумране, эти слова Исаии (из 40-й главы) были любимы в среде ессеев. Себя ессеи воспринимали как глас вопиющего в пустыне, потому что они удалились в пустыню. Свою деятельность ессеи воспринимали как подготовку к принятию Мессии.
Именно этому и посвятил свое служение Иоанн Креститель.
Он также проповедовал в пустыне, держась подальше от развращенных городов и сел; он призывал народ покаяться и смыть с себя скверну грехов, чтобы явиться достойными перед Мессией, Который уже на пороге.
Что означало крещение Иоанново? Есть два источника происхождения.
омовений, практикуемых Иоанном:
Самым известным омовением, параллели с которым можно усмотреть и в крещении Иоанновом, было так называемое крещение прозелитов. Прозелит – это человек, обращающийся в иудаизм из язычества. Каждый мужчина, который хотел войти в число еврейского народа, народа Божьего, приходил к священникам. Над ним читались определенные молитвы, и его погружали в специальный бассейн, после чего совершалось обрезание. После принесения жертвы в храме этот человек считался иудеем.
Всякий человек, который не родился в иудаизме, но который хотел стать иудеем, должен был пройти обряд такого ритуального погружения. То есть крещение прозелита считалось дверью вхождения в народ Божий.
Возможно, Иоанн своими погружениями показывает, что необходимо создать новый народ Божий; его крещение – знак, что открыта дверь и объявлено приглашение войти в общину спасенного Израиля.
Но есть и традиция иных омовений, которая даже ближе к идее Иоанна: это омовения, которые практиковали ессеи. Эти омовения (о них мы узнаем из найденного в Кумране документа Устав общины) чрезвычайно похожи на те, что совершал Иоанн.
Кумранская община существовала вне храмового культа, поэтому единственными доступными для нее обрядами, предписанными Ветхим Заветом, были телесные омовения, через которые, как верили иудеи, наступало духовное очищение. Иоанново крещение с его призывом покаяться и погрузиться в воду имеет то же значение: очищение через омовение.
У ессеев обряды были тесно связаны с идеей скорого прихода Мессии и с подготовкой к Его встрече.
Очевидно, что тема скорого прихода Мессии – основная в проповеди Иоанна.
Кумраниты считали, что омовения без истинного раскаяния не могут очистить человека. Так же считал Иоанн (см.: Мф. 3:7-9 и др.).
В то же время нельзя выпускать из виду принципиальное отличие крещения Иоаннова от крещения, практиковавшегося кумранитами. Кумраниты совершали такие омовения, соединенные с раскаянием членов общины, периодически. Иоанн же считал достаточным совершить крещение всего один раз.
Чего ожидал Иоанн?
Итак, Иоанн готовил людей ко встрече с Мессией, Который вот-вот придет. Крещение Иоанна было обрядом вступления в общину спасаемых, и вступить в эту общину можно было, не только пройдя погружение в воду, но и раскаявшись в своих грехах.
В соответствии с иудейскими представлениями, Иоанн думал, что Мессия грядет в силе и славе и несет с Собой Суд и возмездие грешникам. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым(Лк. 3:16-17).
Надо напомнить, что речь идет о лопате, похожей на грабли, которой провеивали собранное и смолоченное зерно. Когда крестьяне подкидывали солому, перемешанную с зерном, зерно падало вниз, а солома оставалась на лопате. Ее собирали в кучи и сжигали.
Так, как крестьяне поступают с соломой, поступит Мессия с грешниками.
Зачем Иисус крестится?
Зачем Иисус крестится от Иоанна, ведь Христос не нуждается ни в прощении грехов, ни Суд Ему не грозит?.. Совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?(Мф. 3:14)
Из четырех Евангелистов трое не ответили на этот вопрос. Это, в общем, странно и может быть истолковано как то, что сами Евангелисты не очень это понимали и избегали углубляться в эту тему. Лишь Матфей доносит до нас такие слова Христа: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Слова эти не дают твердого и однозначного ответа на вопрос, зачем Иисус крестится. Мы можем сделать только предположение, которое будет наиболее вероятным, но окончательно ответить на этот вопрос не можем.
Слово исполнить (греч.: плироси) означает завершить, восполнить, сделать совершенным, привести к полному выражению и окончанию и т.д. Таким образом, слова Христа могут поняты как то, что Он хочет Свою праведность (которая и так у Него есть) сделать совершенной, окончательной и абсолютной.
Есть и другое предположение: может быть, Иисус крестится, чтобы подтвердить правоту действий Иоанна Крестителя, призывающего народ каяться и креститься? Так надлежит нам исполнить всякую правду…Правда Божия, то есть, замысел Божий, в то время, когда на Иордане раздалась проповедь Иоанна, заключается в покаянии евреев и в подготовке ко встрече с Мессией. Своим Крещением Иисус показывает, что дело Иоанна – осуществление Божьего замысла, Божьего плана. Своим Крещением Иисус подтверждает истинность проповеди Иоанна.
Есть и еще один аспект, несомненно, имеющий место в случае с Крещением Иисуса. В библеистике есть такой термин, как «корпоративная личность». Так называется та богословская ситуация, когда один человек собою олицетворяет многих. (Яркий пример такого богословия – в учении Ап. Павла: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). В Ветхом Завете мы часто встречаемся с подобными примерами. Такое служение нередко брали на себя пророки, своей жизнью, действиями как бы иллюстрирующие судьбу Израильского народа.
Господь Иисус Христос тоже отождествляет Себя с народом. Он являет в Себе Израиль, но не ветхий и склонный к изменам, а новый, верный Богу. Начало жизни Иисуса – очень похоже на судьбу Израиля. Подобно ветхому Израилю, выведенному Богом из Египта, призывается из Египта и Иисус – из Египта воззвал Я Сына Моего(Мф 2:15). Подобно искушаемому голодом и жаждою в пустыне еврейскому народу (после бегства из Египта), Иисус тоже проходит искушение в пустыне...
Таких примеров много…[5]
Вот и Крещение Иисуса – это знак того, что Он уподобился Своему народу, нуждающемуся в покаянии и очищении. Своим Крещением Он являет, что сейчас нужно народу, указывает своего рода путь, которым должен идти Израиль: каяться, омываться от греховной скверны и готовиться ко встрече с Мессией.
Да, Иисус крестится от Иоанна, но проповедь Иисуса принципиально иная. Если Иоанн пророчествует о гневе Божием и наказании ([Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? – Лк. 3:7), то Иисус возвещает приближение Царства Божьего:пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие… (Мк. 1, 14-15).
Продолжение следует…