Откровение Божие в момент Крещения Иисуса
Статья в онлайн журнале Азбука Веры священника из Санкт Петербурга Александра Пархоменко
Иоанн Креститель и Крещение Иисуса...
Мы помним, что в момент Крещения Иисуса произошло некое откровение: разверзлись небеса, оттуда спустился, подобно голубю, Дух Божий, раздался голос Бога... Несомненно, что что-то действительно произошло, но кто, в таком случае, поведал об этом? В Евангелии от Иоанна сказано, что видел это Иоанн Креститель: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32). Однако мы знаем, что Евангелие от Иоанна – самое позднее, и надо признать, что в этом Евангелии, в описаниях служения Иоанна Крестителя, мы очень часто встречаемся не с подлинной историей, а с полемической раннехристианской интерпретацией служения Крестителя, задача которой – показать подчиненность Иоанна Крестителя Иисусу. Вот и это видение Иоанна, в котором тот удостоверяется, что Иисус – истинный Мессия, назначенный на служение (Дух Божий в Ветхом Завете сходил на людей, назначенных на высокое Божье служение), может быть элементом христианской интерпретации происшедшего.
Другая традиция – у Синоптиков (так называются Матфей, Марк и Лука), согласно которым Откровение и голос с Небес были даны Иисусу. В Синодальном переводе, которым мы обычно пользуемся, можно прочитать: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий… (Мф. 3:16-17). Переводчики немного слукавили, вставив имя Иоанн (хотя и в скобках). На самом деле видение и голос были не Иоанну, а Иисусу. Это легко понять, прочитав текст без того, что стоит в скобках.
Почему наши переводчики исказили мысль Священного текста? Видимо, чтобы согласовать противоречие между Синоптиками и автором четвертого Евангелия.
Итак, некое откровение было, скорее всего, все-таки Иисусу, а не Иоанну Крестителю.
Что вообще тогда произошло? Разберемся с этим.
Иордан. Фото 1881 года.
Разверзшиеся небеса
Об этом сообщают два Евангелиста – Матфей и Марк:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса… (Мф. 3:16).
И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса… (Мк. 1:10).
Я поставил тексты в традиционной последовательности, потому что у нас Евангелие от Матфея идет первым, но всегда нужно помнить, что первым писал Марк и Матфей, при создании своего Евангелия, на него опирался. Вот и здесь, чтобы понять тексты правильно, нужно и прочитать их в правильной последовательности: сначала от Марка, потом от Матфея.
Если мы это сделаем, мы увидим вот какую вещь: Марк употребляет слово разверзлись, Матфей – отверзлись. Это не одно и то же. Наши переводчики деликатно обошли проблему, не погрешив против текста. Дело в том, что Марк упоминает очень резкий глагол схизоменис (отсюда знакомое нам слово схизма), который дословно можно перевести как разорвались, разодрались.
Матфей, как это он делает часто, сглаживает экспрессию Марка. Он не считает, что в отношении Иисуса можно употреблять такие резкие выражения, и ставит слово инеохфисан, которое переводится как сделались открыты.
Что это значит? Понять это можно, только узнав, что означали небеса для людей Библейского времени.
Для них небеса – место пребывания Бога:
Поистине, лишь Бог – Живущий на небесах (Пс. 2:4)!
Так говорит Господь: небо – престол Мой (Ис. 66:1);
Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя (3 Цар. 8:27)…
Удел человека – земля, и люди воздыхают о времени, когда Бог каким-то образом сделает небо доступным для них: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! (Ис. 64:1)
И эта молитва оказалась услышана! Благодаря Пришествию Христа эта преграда оказалась преодолена. В момент Крещения Иисуса, когда с неба звучат слова Божии, подтверждающие Его Мессианские полномочия, небеса разорвались, открылись.
Теперь человек может общаться с Богом и разделить с Ним бессмертие.
Голубь с неба
Практически на любой иконе или благочестивой картине, изображающей Крещение Иисуса, можно увидеть маленького голубя, слетающего на Христа или парящего над Ним. Этот сюжет заимствован из рассказов Евангелистов. Но был ли голубь?
Как мы знаем, сначала Евангелие писал Марк, и у него читаем:
И когда (Иисус) выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1:10).
Нетрудно увидеть, что никакого голубя здесь нет. Есть Дух Божий, который, подобно голубю, спускался на Него.
То же читаем у Матфея. В нашем переводе акцент сделан на том, что как будто бы голубь был, но в греческом тексте, как и у Марка, голубя нет.
Вот русский текст:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3:16).
А вот дословный перевод с греческого:
Крещеный же Иисус тотчас взошел от воды, и вот сделались открыты Ему небеса и Он увидел Духа Божия, сходящего, будто голубя, и приходящего на Него.
Итак, и Марк, и Матфей сравнивают Духа Божия с голубем, но ни про какого голубя не сообщают.
Впервые голубь появляется у Луки. Вот как раз Евангелист Лука делает акцент на зримом образе голубя: и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк. 3:22).
Несмотря на такое твердое свидетельство Евангелиста Луки, все-таки его рассказ, как доказали исследования, опирается на Марка, а не на какие-то иные независимые источники. Лука берет за основу рассказ Марка, одновременно комментируя этот рассказ, как он сам его понимает, и в соответствии со своими богословскими предпочтениями. Так, нетрудно заметить, что у Луки Дух Божий практически всегда проявляется видимым и осязаемым образом (вспомним огонь и ветер в рассказе о Пятидесятнице и многие другие моменты). В этом же ключе, вероятней всего, следует относиться к упоминанию Луки о зримом явлении голубя в момент Крещения Иисуса.
Итак, главный персонаж здесь – не голубь, а Дух Святой. Почему же Он сходил, как голубь? Какой имеется в виду голубь?
Часто под голубем подразумевали голубя, принесшего оливковую веточку в клюве Ною, находившемуся в ковчеге во время потопа. Веточка в клюве голубя символизировала, что потоп закончился, Бог примиряется с людьми. Может быть, имеется в виду, что Дух – это вестник о том, что Бог Отец примиряется во Иисусе с человечеством?
Может быть, но, скорее всего, имеется в виду другое. Просто если бы речь шла о символе голубь потопа, то следовало бы акцент сделать не на Духе, Который в этой истории был бы не совсем и нужен, а на реальном явлении голубя.
Но здесь голубь упомянут как бы между прочим, а главное действующее Лицо – Дух Божий.
Скорее всего, здесь есть параллель с рассказом первой книги Библии о Творении мира. Книга Бытие начинается так: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2). В древнееврейском оригинале слово мерохефет (носился) означает оберегание и высиживание птицей своего гнезда.
При Творении мира Дух Божий согревал и гармонизировал мироздание. Так, хотят сообщить нам Евангелисты, и Дух Божий почил на Иисусе как на родоначальнике и первенце Нового Творения.
«Святой Дух – это сила, это энергия Бога, которую Бог даровал прежде отдельным личностям, поручая им совершить некую важную миссию. Он даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему способность ее исполнить. Иисус призван, избран и предназначен» (В.Кузнецова).
Глас с небес
Теперь, что означали слова, прозвучавшие в момент Крещения Иисуса с небес?
В этих словах, прогрохотавших от Престола Божьего, слух человека, знакомого с ветхозаветными текстами, уловил бы указание на некоторые очень важные моменты богословия о Христе.
А) Сей есть Сын Мой. Здесь мы слышим мотивы 2-го псалма (7-й стих). Царь Давид говорит: возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. За тысячу лет до Рождества Христова Господь нарек сыном царя Давида. Конечно, Давид был условным сыном Божиим. Вообще, библейское выражение сын Божий не означает того, что мы вкладываем в это понятие, говоря о тайне взаимоотношений Иисуса с Отцом Небесным. Библейское сын Божий означало тесную связь человека с Богом, то, что человек действовал по воле Божией или был избран на какое-то особое служение. Сынами Божиими в Библии называются Ангелы[1], Израильский народ[2], цари[3].
То, что к Иисусу обращены эти слова от Бога, говорит о том, что Он избран для особого Служения, что благодать Божия почиет на Нем, что Он действует от имени и по поручению Отца Небесного.
Б) Возлюбленный. Это простое и нежное слово, прозвучавшее в момент Крещения Иисуса, отсылает нас к пророку Исаии: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, возлюбленный[4] Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам Суд (Ис. 42:1).
У Исаии этот Отрок Господень (он же в другом месте Раб Господень) пришел в мир для исполнения великой и трагичной задачи: путем страданий спасти народы земли.
Это слово, прозвучавшее при Крещении, указывает на грядущий путь Христа, Который пришел, чтобы через Свою Смерть даровать людям прощение грехов и жизнь вечную.
В) В Котором Мое благоволение.Слово благоволение (греч.: евдокиса) дословно можно перевести как быть довольным.
Это слово встречается в греческом переводе Ветхого Завета, и оно означает радость Господа о Своем народе. Приведем примеры употребления этого слова:
Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним (Пс. 43:3-4);
Благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением (Пс. 149:4);
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою – "замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается (Ис. 62:1-4).
Теперь мы можем понять, почему Бог так выразился по отношению к Иисусу. Слова Господа означают, что Иисус – радует Отца Небесного и что Он – Спаситель и освободитель народа Божьего.
Кстати, то, что к Иисусу обращены слова, обращенные в Ветхом Завете к Израилю, заставляет нас вспомнить, что мы говорили в предыдущем очерке о корпоративной личности. В Крещении Иисус олицетворяет Собою ищущий спасения и верный Богу Израиль.
Крещение на Иордане. Фото 1900 года.
Итак, подведем итоги величественного события, описанного нам Евангелистами.
Иисус приходит на Иордан к Иоанну.
Тот, по откровению Божию, узнает, что перед ним – долгожданный Мессия, и взволнованно говорит, что не Иисус должен креститься от него, а он сам от Иисуса.
Иисус отвечает просто и безыскусно: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Он имеет в виду, что крещения, которые совершает Иоанн, – от Бога, это знак наступления Мессианского времени. Иисус Своим Схождением в мир становится как один из людей и должен разделить с людьми все их обязанности по отношению к Богу и к Его замыслам.
Он был обрезан, как все еврейские мальчики, над ним были совершены другие законы и заповеди. Так и тут, Иисус подчиняется призыву креститься, чтобы исполнить «всякую правду», всю человеческую праведность без остатка.
С другой стороны, Иисус Своим Крещением символизирует, что в Самом Себе содержит весь народ. Он, собственно, для того и пришел, чтобы спасти всех, и в каком-то смысле Собою всех олицетворяет.
Иоанн подчиняется – и Иисус крестится. И после этого Иисусу открываются некие горизонты, дотоле прикровенные. И для Иисуса, и, возможно, для Иоанна становится очевидным, что небеса распахиваются, непреодолимая преграда между Богом и людьми уничтожается. На Иисуса сходит и с Ним остается Дух Божий, Который подтверждает, что благодать, сила и власть Отца Небесного будут с Ним и в Его Служении неотлучно.
Глас Божий, который, вообще-то, не говорил с людьми со времени угасшего пророческого служения, вновь звучит. И это слова дивные и важные:
Ты – Сын Мой! Подобно Твоему предку царю Давиду, Я помазываю Тебя и призываю на великое служение!
Ты пришел, не для того, чтобы спасти людей словом, но для того, чтобы спасти их делом. Это дело мученического подвига.
Я – радуюсь на Небесах, потому, что долгожданное Спасение, обещанное Моему народу, – пришло в Тебе, Мой возлюбленный Сын.
Произошедшее наполнило Иисуса радостью и бодростью, явилось опытом, который никогда не гас в Его сердце и поддерживал Его в трудные минуты. С этого момента Иисус, получив окончательное и абсолютное подтверждение Своей Миссии, выступает на Служение.